Прогулки по рекам и каналам Петербурга, катания на катерах и теплоходах, увлекательные экскурсии, аренда катера, банкеты, свадьбы!
катера | теплоходы | путешествия | достопримечательности | фотогалерея | статьи | контакты |

 
   
 
  Отключить flash-анимацию
   
 
 

Статьи

Основание Петербурга

1 мая 1703 года русские войска в ходе боевых действий Северной войны взяли шведскую крепость Ниеншанц (при впадении в Неву реки Охты). Военный совет во главе с Петром I решил, что эта крепость для дальнейшего укрепления не подходит: Ниеншанц "не гораздо крепок от натуры", как говорил сам царь. Кроме того, Ниеншанц был довольно далеко от моря, и у шведов оставалась возможность укрепиться на одном из островов дельты Невы. Русские тогда все равно оказались бы отрезанными от моря. Самостоятельно обследовав острова дельты, Петр нашел именно то, что нужно: Заячий остров, расположенный у разветвления Невы на два рукава, недалеко от моря. Со всех сторон остров омывался водой, что стало бы естественной преградой в случае его штурма. С острова можно было держать под прицелом вражеские корабли, откуда бы они ни вошли в Неву.

16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, когда, в Петров день, здесь заложили церковь Святых Петра и Павла. Петр назвал новую крепость "Санкт - Питербурх", это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город. Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая, и это тоже казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими годами позже крепость стали называть Петропавловской - по названию ее главного собора.

План будущей крепости начертил сам Петр. Строить укрепления надо было очень быстро, чтобы успеть за короткое лето. И действительно, к осени 1703 года крепость была "вчерне закончена". В первые годы ее стены для ускорения насыпали из земли, возведение же каменных укреплений началось через три года - в 1706 году. Сразу же после закладки крепости на берегу Невы за три дня был срублен деревянный дом для Петра. Царь захотел, чтобы его новое жилище походило на полюбившиеся ему голландские постройки, поэтому стены деревянного дома масляной краской расписали под кирпич. Петр жил в этом доме недолго и только летом, но в память об основателе Петербурга домик Петра сохранен до сегодняшнего дня.Новый город начал расти рядом с крепостью на соседнем Березовом острове, этот остров даже стали называть Городским (теперь это Петроградская сторона). Уже в ноябре 1703 года здесь открылся первый храм города - в память о том, что крепость была заложена в день Святой Троицы, его тоже назвали Троицким. Перестроенный через несколько лет в камне, Троицкий собор некоторое время был главным храмом столицы. Именно здесь в 1721 году Петр I принял титул императора.

Площадь, на которой стоял собор, тоже получила название Троицкой. Она открывалась к Неве, и здесь устроили первую городскую пристань, к которой причаливали, грузились и выгружались корабли. На площади были построены первый Гостиный двор, первый петербургский трактир "Аустерия четырех фрегатов". Подъемный мост соединял Городской остров с соседним Заячьим, где находилась крепость. Городские постройки появились и на противоположном берегу Невы, под прикрытием Адмиралтейской крепости - верфи. Началось строительство и на Васильевском острове, который Петр планировал сделать центром города. В 1712 году в Санкт - Петербург из Москвы переехал царский двор, принято считать, что именно с этого момента столица России переместилась на берега Невы. Но еще в сентябре 1704 года Петр писал Меншикову, что он едет в "столицу Питербурх".

 

Строительство Адмиралтейства

В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега невской дельты. Необходимость построить верфь рядом с Финским заливом была для царя очевидной: до этого русские боевые корабли сооружались в Лодейном Поле, а потом их нужно было привести в Петербург через бурную Ладогу и по Неве. Не все корабли доходили до столицы из-за штормов, и даже те, что прибывали в Петербург, часто требовали ремонта. Но новая верфь, по замыслу Петра, должна была стать не просто местом, где строили боевые корабли. По приказу царя на берегу Невы строилась верфь - крепость. О знаменательном моменте закладки новой верфи сохранилась запись самого Петра: "Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен".

Первый план верфи принадлежал самому царю, и Петр постоянно был в курсе всех деталей строительства. Адмиралтейские сооружения должны были выглядеть, как широкая буква "П", развернутая к Неве. Одновременно с главным здание - "Адмиралтейским домом" - сооружались мастерские, эллинги, амбары, подъемные мосты, ворота. Почти одновременно началось и строительство кораблей: первые суда были заложены тоже в ноябре 1704 года. К ноябрю 1705 года на крепостных бастионах Адмиралтейства установили около 100 пушек, были построены подъемные мосты, ворота. Строительство верфи шло трудно. Тысячи рабочих в тяжелых условиях, болея и умирая, работали здесь от зари до темна. Большое наводнение 1705 года прервало работы и причинило новой крепости огромный ущерб. Но, несмотря на все трудности в апреле 1706 года на воду было спущено первое судно - 18-пушечный корабль, конструкция которого приписывается Петру. На берегах Невы появилась верфь - крепость, построенная по всем правилам фортификации того времени.

Царь не только принимал участие в разработке конструкций судов, но и сам работал на верфи: он числился главным мастером. Даже значительно позже, когда царь перестал "служить" в Адмиралтействе, он каждый день старался приезжать туда. В 1707 году была принята первая программа строительства кораблей Балтийского флота. Согласно ей на Балтике предполагалось иметь 5 кораблей 80-ти пушечного, 12 кораблей 70-ти пушечного, 12 - 50 пушечного ранга, 6 - 32-пушечных фрегатов, 6 - 18-пушечных шняв. К 1712 году был построен первый крупный корабль - 54-пушечная "Полтава". Спуск каждого корабля отмечался как большой праздник, а мастер, строивший его, получал из рук царя на серебряном блюде по 3 серебряных рубля за каждую пушку.

В 1719 году Адмиралтейскую верфь стали расширять, причем строительство решили вести из камня. Тогда и появился в центре главного здания шпиль с корабликом наверху, ставший впоследствии одним из символов Петербурга. Получилось так, что в боевых целях Адмиралтейская верфь - крепость никогда не использовалась, а после заключения Ништадтского мира она потеряла всякое оборонное значение. К концу царствования Петра Адмиралтейство было крупнейшим судостроительным предприятием Петербурга. Кроме того, его башня стала играть роль архитектурного центра молодой столицы: отсюда к Александро - Невскому монастырю была прорублена дорога, ставшая впоследствии Невским проспектом.

 

Сооружение первого постоянного моста через Неву

Известно, что в петровское время мостов через Неву не строили, ведь река была настолько важной судоходной артерией, что любой мост стал бы препятствием для прохождения судов. Летом на Неве работали переправы, а зимой реку переходили и переезжали по льду. Существовала даже целая церемония открытия сезонных переправ после ледохода летом и ледостава зимой: барабанный бой и три пушечных выстрела из крепости, а затем сам Петр, если был в этот момент в Петербурге, переправлялся первым. Однако с каждым годом надежная постоянная связь между берегами Невы, особенно между ее Адмиралтейской частью и Васильевским островом, требовалась все больше. Техника того времени не давала возможности построить такой мост, который бы не мешал проходить по Неве достаточно большим кораблям. Кроме того, и сама Нева - очень сложная река: она имеет быстрое течение, и мощный весенний ледоход мог бы повредить опоры моста, да и дно реки состоит из слабых грунтов, а ее глубина в некоторых местах достигает 15-20 метров. Поэтому первой относительно постоянной переправой через Неву стал наплавной мост.

Наплавные мосты строились в России и раньше. Плавучими опорами для них служили баржи, плашкоуты (несамоходные грузовые суда), понтоны, лодки, на которые клали пролеты моста. Для устойчивости опор использовались якоря или оттяжки, закрепленные на берегу. В случае необходимости такой мост достаточно быстро разбирался, можно было также "раздвинуть" какую-то часть моста для прохождения судов, что было особенно важно для Петербурга. Для обслуживания моста нужна была постоянная команда из 20 - 30 человек.

Первый наплавной мост был наведен в 1727 году, он соединил Васильевский остров и Адмиралтейскую часть Петербурга. Мост назвали Исаакиевским, потому что находился напротив церкви Исаакия Далматского (у нынешней пл. Декабристов). Мост построил бомбардир - лейтенант Филипп Пальчиков. Однако простоял этот мост только одно лето, к зиме его разобрали и в следующем году наводить не стали. Только через пять лет, в 1732 году, тому же Пальчикову было снова поручено без "всякого замедления" соорудить на прежнем месте новый наплавной Исаакиевский мост. Для того, чтобы ускоритьстроительство, распорядились даже использовать частные барки. Мост был сооружен достаточно быстро, но оказалось, что опоры, сделанные из купеческих барок, очень ненадежны, и уже в следующем году мост был разрушен сильным штормом.

В 1733 году корабельный мастер Г. Соловьев построил на этом же месте новый наплавной мост. Для него изготовили специальные надежные плашкоуты. Этот мост и стал надежной переправой через Неву на многие десятилетия. Осенью его разбирали, а весной, после ледохода, снова наводили. После 1779 года мост стали наводить и зимой, для этого во льду прорубали канал, чтобы установить плашкоуты, и хоть это было трудоемко и неудобно, со всеми трудностями приходилось мириться, чтобы и зимой иметь надежную переправу. Поскольку уход за мостом требовал больших средств, за проход и проезд по нему брали плату: с прохожего - по одной копейке, с лошади - по две копейки, с владельца кареты - по пять копеек. Лишь в 1754 году императрица Елизавета отменила плату "мостовых денег". Надежность моста постоянно проверяли, совершенствовали его конструкцию. В 20-х годах 19 века, когда реконструировали Сенатскую площадь, перестроили и мост. Он стал более надежным и красивым, были построены специальные береговые устои со спусками, огражденными перилами. Ширина моста в это время была 18 метров, от проезжей части отделили тротуары шириной по 1,8 метра. Была предусмотрена также специальная конструкция для пропуска судов. Мост освещали керосиновые фонари.

В 1850 году закончили строительство постоянного металлического Николаевского моста (на месте нынешнего моста Лейтенанта Шмидта), наплавной мост передвинули выше по Неве, к Стрелке Васильевского острова и переименовали в Дворцовый. Однако, когда в 1912 году начали сооружать металлический Дворцовый мост, наплавной мост вернулся на прежнее место и снова стал Исаакиевским. В таком виде он просуществовал еще четыре года. А в 1916 году произошла трагедия. Исаакиевский мост, который по-прежнему освещался керосиновыми фонарями, имел в одном из плашкоутов запас керосина. Жарким днем 11 июня 1916 года от искры проходящего парохода бак с керосином загорелся, и пламя быстро охватило весь мост. Прибывшие пожарные не смогли его потушить. Куски горящего моста поплыли вниз, к Николаевскому мосту и там еще долго догорали. Восстанавливать мост не стали.

Так закончилась история первого петербургского моста через Неву. Если мы сегодня внимательно посмотрим с Васильевского острова на противоположный берег Невы, туда, где стоит знаменитый Медный всадник, то увидим старые каменные устои наплавного Исаакиевского моста.

 

Основание Эрмитажа

Привычное для нас слово "Эрмитаж" происходит от французского "ermitage", что значит "место уединения", "хижина отшельника". Так называли небольшие павильоны в дальних местах роскошных парков, в которых их хозяева могли уединиться для отдыха или общения. Такие постройки стали чрезвычайно модными в Европе в 17- 18 веках.

Первый Эрмитаж в России был построен по приказу Петра I в его Нижнем парке Петергофа на берегу Финского залива. Петергофский Эрмитаж был окружен каналами с водой, через один из них перебросили подъемный мост, поэтому в случае необходимости Эрмитаж мог остаться как бы на острове. Здесь же по приказу Петра была устроена, как тогда говорили, "затея" - подъемный стол, сервировавшийся на первом этаже. Затем с помощью специального устройства стол поднимался на второй, парадный этаж. Таким образом, если хозяин хотел вести с кем-то разговор без свидетелей, уединенность этого разговора обеспечивалась полностью.

Эрмитаж стал одной из первых в России картинных галерей: стены второго, парадного, этажа были украшены полотнами европейских мастеров, приобретенными в Европе. Уникальный павильон Нижнего парка Петергофа стал образцом для других построек такого же типа, которые появлялись на протяжении всего 18 века. Одна их них - недошедший до нас Эрмитаж в парке деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, построенный, как и сам дворец, великим Растрелли. Когда в 1797 году Павел I приказал строить на месте Летнего дворца свой Михайловский замок, Эрмитаж разобрали вместе с дворцом. Еще один Эрмитаж Растрелли построил в Царском Селе. От великолепного Екатериниского дворца к этому павильону можно было пройти по прямой аллее. Много общего было и в их оформлении: та же богатая декоративная отделка, то же сочетание лазоревого, белого и золотого цветов, блестящее внутренне убранство. Эрмитажи строились и в других местах: на Каменном острове во владении канцлера Бестужева - Рюмина, в подмосковной усадьбе Шереметьевых Кусково. Эрмитажем назвали и небольшое здание, построенное рядом с Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Вален - Деламота для Екатерины II. Императрица устраивала здесь неофициальные приемы. В двух галереях этого здания, которое стало впоследствии называться Малым Эрмитажем, разместили художественные коллекции, приобретенные по приказу императрицы. Именно эта небольшая поначалу художественная галерея стала основой будущего крупнейшего музея, который во всем мире называют Эрмитажем.

Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Зимний дворец доставили 225 картин, приобретенных у берлинского коммерсанта Гоцковского. В эту коллекцию вошли работы голландских и фламандских художников. Гоцковский собирал коллекцию для прусского короля Фридриха II, однако тот, находясь в сложном финансовом положении после тяжелой войны, не смог оплатить покупку картин. Сам же коммерсант имел долг перед русской казной, и вынужден был погасить его, передав России свою коллекцию. Для Екатерины это приобретение стало и демонстративным политическим шагом: она показывала всей Европе, что российская казна не испытывает материальных проблем (хотя на самом деле это было не совсем так), и что русская императрица остается верной идеям Просвещения, популярным в Европе. Продолжая начатое, Екатерина дала указание своим представителям в Европе покупать для нее все лучшие художественные произведения, которые будут выставлять на аукционы. За годы ее царствования приобрели еще несколько прекрасных коллекций живописи, а также гравюры, скульптуру, резные камни, монеты, медали, гобелены, ювелирные изделия.

Вначале все коллекции размещали в залах Зимнего дворца, но скоро места там стало мало, и Екатерина приказывает построить для своих художественных ценностей специальное помещение. С этой целью и был сооружен Малый Эрмитаж. Правда, все сокровища вначале могли видеть только гости императрицы, и сама она писала о своих богатствах, размещенных в пустых залах: "Всем этим любуются только мыши и я…". Фактически большая часть современной эрмитажной коллекции французской, голландской, фламандской живописи 17-18 веков была приобретена именно во времена Екатерины II. Всего к концу ее царствования было куплено около 4 тысяч картин.

В 1787 году для растущего собрания художественных ценностей по проекту Ю. Фельтена построили еще одно здание, которое впоследствии стали называть Старым Эрмитажем. Почти одновременно архитектор Д. Кваренги вел строительство Эрмитажного театра, который находится на другом берегу Зимней канавки, на месте, где когда-то стоял Зимний дворец Петра I. В 19 веке коллекции Эрмитажа продолжали расти, и в 1851 году было закончено строительство еще одного эрмитажного здания по проекту Л. Кленце, его стали называть Новым Эрмитажем. Фасад этого здания выходит на Миллионную улицу, и во всем мире Новый Эрмитаж знают по грандиозным фигурам атлантов работы скульптора А.И. Теребенева, которые поддерживают портик над входом. Именно в здании Нового Эрмитажа в феврале 1852 года открылся публичный музей. Для него из коллекций императорской семьи отобрали картины, скульптуру, изделия из камня, предметы античного искусства. Открытие Императорского музея было отмечено большим праздником и великолепным ужином на 600 персон. Но доступ в музей в первые годы был крайне ограничен: для этого нужно было получить специальные пригласительные билеты, которые выдавали в Придворной конторе Императорского двора, вход разрешался только лицам, одетым во фраки и мундиры. Все надписи в музее были сделаны на французском языке. Только в 60-е годы 19 века вход в музей стал более свободным, и число его посетителей стало увеличиваться с каждым годом.

За 200 с лишним лет Эрмитаж стал крупнейшим художественным и музеем России и одним из самых значительных в мире - количество его экспонатов приближается к трем миллионам, экспозиция музея размещена в более чем 350 залах. В 1981 году филиалом Эрмитажа стал Меншиковский дворец, через несколько лет в ведение музея передали часть помещений здания Главного штаба.

 

Наводнение 1824 года

Самое сильное наводнение за всю историю Санкт - Петербурга произошло 7 ноября (22 ноября по новому стилю) 1824 года. В этот день максимальный уровень подъема воды достиг 410 см выше ординара. Уже накануне - 6 ноября - с залива дул сильный ветер. К вечеру погода стал еще хуже, и начала прибывать вода. Ночью разыгралась настоящая буря. Ранним утром на Адмиралтейской башне зажглись сигнальные фонари, предупреждающие жителей города об угрозе наводнения. Очевидцы вспоминают, что беспечные петербуржцы, проснувшись, и увидев поднявшуюся в каналах воду, поспешили на берега Невы полюбоваться стихией. Но даже тогда, когда жители Адмиралтейской части города еще не ожидали большого несчастья, низменные места, находящиеся на берегу Финского залива, были уже затоплены. Через несколько часов Нева, а также другие реки и каналы, вышли из берегов даже там, где были высокие набережные. Весь город, за исключением Литейной и Рождественской частей, был залит водой почти в рост человека. Люди спасались от бушевавшей стихии как могли. Особенно страдали невысокие деревянные дома, которые просто сносило напором воды. Кто-то поднимался на крышу, на высокие мосты, кто-то плыл на воротах, бревнах, ухватившись за гривы лошадей. Многие, бросившись спасать свое добро в подвалы, погибали.

Около двух часов дня на Невском проспекте на большом катере появился генерал-губернатор Петербурга граф М. Милорадович, пытаясь подбодрить жителей и оказать им хоть какую-то помощь. Еще один очевидец наводнения оставил о нем такие воспоминания: "Зрелища сего описать невозможно. Зимний дворец стоял, как скала, среди бурного моря, выдерживая со всех сторон натиск волн, с ревом разбивавшихся о крепкие его стены и орошавших их брызгами почти до верхнего этажа; на Неве вода кипела, как в котле, и с неимоверной силой обратила вспять течение реки; два тяжелых плашкоута сели на гранитный парапет против Летнего сада, барки и другие суда неслись, как щепки, вверх по реке… На площади против дворца - другая картина: под небом, почти черным, темная зеленоватая вода вертелась, как в огромном водовороте; по воздуху .. носились широкие листы железа, сорванные с крыши нового строения Главного штаба, буря играла ими, как пухом…"

К трем часам дня вода начала убывать, а ночью улицы совсем очистились от воды. Точное число жертв наводнения подсчитать было трудно, цифры называли разные: от 400 до 4 тысяч человек. Материальный же ущерб оценивался многими миллионами рублей. Произошедшая катастрофа снова заставила задуматься о необходимости защитить Петербург от подъемов воды. Появились различные проекты: одни предполагали превращение Невской губы в искусственное озеро, которое бы отделялось от Финского залива плотиной с отверстиями для прохода судов. Согласно другим в устье Невы предусматривалось создание защитных сооружений. Но ни один из проектов не был осуществлен. Развитие науки позволило точнее определить причину внезапных невских наводнений. Теперь уже никто не обсуждал всерьез гипотезу о том, что подъем воды вызван притоком ее из Ладожского озера. Накопленные в течение многих лет данные позволили сделать вывод о том, что настоящая причина наводнений - в образующейся в Финском заливе волне. В широком заливе эта волна незаметна, но по мере того, как залив сужается к месту впадения Невы, волна становится все выше. Если же к этому добавляется сильный ветер со стороны залива, то вода поднимается до критического уровня, и именно в таких случаях Нева выходит из своих берегов. После наводнения 1824 года город пережил еще много больших подъемов воды, однако уровень 1824 года так и остался рекордным.

Петербургские наводнения стали даже своеобразным явлением русской культуры. О них, особенно как раз о наводнении 1824 года, писали М.Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов, А.И. Одоевский. Но в первую очередь, говоря о наводнениях в Петербурге, мы вспоминаем, конечно, поэму А. С. Пушкина "Медный всадник". Эта поэма Пушкина, безусловно, стала одной их вершин всего его творчества, и при этом любопытно обратить внимание на то, насколько точно поэт описал все обстоятельства, сопровождающие большой подъем воды.

 

Афиши Петербурга, новости, клубная жизнь, важнейшие события города, популярные тусовки.
CitySpb.ru - ресурс Петербурга!

 

Главная | Катера | Теплоходы | Путешествия | Достопримечательности | Фотогалерея | Впечатления | Статьи | Контакты | Ссылки  
принимаем к оплате карты:
                                (911) 754-17-17   /   (812) 716-82-66    | new-river@bk.ru | клуб "Новая Река" контакте
 
 
 
 
Свадьба.Net.Ru Портал о Санкт-Петербурге

Свадебный Портал "Ура, свадьба!", Здесь Организация свадеб, Свадьба в Москве, Свадьба в Санкт-Петербурге, СПБ Свадьба в России, Свадебный Форум.

tak.ru - оплата
за каждый клик!